«Лига защитников пациентов» создана для защиты прав пациентов при оказании любой медицинской помощи во всех учреждениях здравоохранения ... подробнее

Основатель Лиги Дьячков Сергей Германович

Медицинским учреждениям Самарской области необходимо менять отношение к пациенту, что позволит улучшить качество медицинской помощи


егодня в гостях: Кандидат медицинских наук, генеральный директор международного медицинского центра «Клиника сердца» Анна Игоревна Маковская Медицинский адвокат, представитель Самарского регионального отделения общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Алексей Геннадьевич Афонин. _____________________________________________________________________________ Генеральный директор ММЦ «Клиника сердца» Анна Игоревна Маковская: Сегодня в Самаре реализуется большой инновационный проект – возводится новый международный кардиоцентр «Клиника сердца». Это первый проект государственно-частного партнерства в медицине, не только в Самарской области, но и в России. Все современные и передовые технологии будут применяться в данной клинике. Реализуется этот проект в 2016 году. Но, передовые технологии – это лишь инструмент для лечебного процесса. Особенностью клиники станет отношение к пациентам. В центре нашей работы будет находиться пациент, и мы не говорим об объеме вмешательства, а в первую очередь о качестве хирургической работы и о жизни пациента после операции. Моя главная задача – чтобы пациенту ММЦ «Клиника сердца» и его родственникам было комфортно. Очень важно, чтобы медицинское учреждение не оставляло негативного настроения у пациента и его родственников. Именно поэтому, международный медицинский центр «Клиника сердца» планирует работать в тесном контакте с Общероссийской общественной организацией «Лига защитников пациентов». Медицинский адвокат, представитель ОООО «Лига защитников пациентов» Алексей Геннадьевич Афонин: Вокруг медицины и защиты прав пациентов много ведется разговоров, но на деле все довольно сложно. В настоящее время нас сильно волнует уровень российской медицины. Хотя понятно, что данная область понемногу развивается, но что больше всего тревожит, так это отношение к пациенту. К сожалению, хвастаться здесь не чем. У нас даже больничные листы выглядят безразлично, формально и сухо. Нас радует позиция генерального директора ММЦ «Клиника сердца» Анны Игоревны Маковской. Стремление изменить отношение к пациентам должно поощряться на всех уровнях. Со своей стороны мы готовы активно участвовать и помогать с общественной точки зрения. Но, предлагаю разобраться с тем, как наше государство понимает, что такое качество медицинской помощи. В России с 2011 года действует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Это единственный закон, отражающий отношения между пациентом и медицинским сообществом. В пункте 21 ст. 2 Закона термин качество медицинской помощи определен как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Думаю все предельно ясно и понятно. На деле, медицинское сообщество так и не может добиться качества при оказании медицинской помощи. Ситуация в Самарской области статистически ни чем не отличается от других регионов России. Со своей стороны мы можем предложить на рассмотрение несколько основных причин, почему медицинские учреждения систематически допускают медицинские дефекты при оказании медицинской помощи. Во-первых, медицинское сообщество упорно не желает общаться с общественными организациями по защите прав пациентов. По всей видимости, менеджмент медицинских учреждений считает такое общение лишним, а зря. Это недальновидная политика. В Лиге накапливается большой архив по обращениям пациентов, наши представители все больше и больше выигрывают суды по защите прав пациентов. Это уже общероссийский тренд. В этой связи, позиция генерального директора ММЦ «Клиника сердца» Анны Игоревны Маковской своевременна и обоснована современными тенденциями и запросами общества. Это действительно изменит отношение к пациенту и к качеству медицинской помощи. Во вторых, представителей общественных организаций по защите прав пациентов не приглашают на конференции медицинского сообщества. Сегодня в России таких конференций проводится множество. Всего дважды за десять лет, меня приглашали на такие конференции. Несколько лет назад меня приглашали на частную конференцию по «офтальмологии». В конце 2015 года меня приглашали на конференцию по «онкологии», которая проводилась в г. Нижний Новгород на базе областного онкологического диспансера. Этого критически мало. Медицинское сообщество должно нормально воспринимать общественную критику. В Самарской области ни разу наши представители не приглашались на какие-либо конференции с участием медицинского сообщества. Ни кто из руководителей государственных или частных медицинских учреждений Самарской области, кроме ММЦ «Клиника сердца», до настоящего времени не проявлял интереса к вопросам качества медицинской помощи с точки зрения изменения отношения к пациенту. Руководители медицинского сообщества в основном избегают от встреч с представителями Лиги. Инициатива должна исходить от медицинского сообщества. Только в этом случае ситуация начнет меняться в сторону пациента. В третьих, в России в целом недооценено такое понятие, как лечащий врач. Между тем, пациент чувствует к себе отношение медицинского учреждения, именно через лечащего врача. Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" дается понятие лечащего врача - это врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения. Пациент должен быть уверен в своем лечащем враче, должен ему полностью доверять. В медицинском сообществе России не принято, чтобы пациент знал о том, что его лечащий врач отвечает всем требованиям закона, и что ему можно доверить свое здоровье. У пациента нет достоверной информации – имеет ли врач необходимое медицинское образование (аккредитованное), какое, есть ли сертификаты, работает ли врач по трудовому соглашению в данном медицинском учреждении, и имеется ли у врача соответствующая должностная инструкция. Вот когда зарождается первое сомнение в голове пациента. Необходимо открыть сведения о врачах, да и сами врачи должны это осознать. Такая открытость способствует увеличению доверия пациентов к медицинскому сообществу. Должен быть открытый реестр врачей. В четвертых, следующей проблемой хотел бы отметить – отсутствие профессиональной конкуренции между врачами, так и между медицинскими учреждениями. Что имеется в виду. Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в статье 21 регламентировано Право пациента на выбор медицинской организации. Другим гарантированным правом является - Право пациента один раз в год выбрать медицинскую организацию. К сожалению, на практике реализация вышеуказанных прав пациента практически невозможна. О какой конкуренции медицинских учреждений (работающих в рамках системы ОМС) может идти речь. Что такое конкуренция медицинских учреждений? Это когда есть выбор у пациента куда обратиться за медицинской помощью, пациент выбирает то учреждение, где медицинская помощь оказывается на более высоком профессиональном уровне. В свою очередь, это зависит от профессионального уровня врачей, работающих в медицинском учреждении. Поэтому, открытость медицинского учреждения и врачей, всегда вызывает обоснованное доверие у пациентов. Необходимо предоставлять широкую информацию пациентам. Активное использование интернет ресурсов, привлечение общественных организаций по защите прав пациентов (создание общественных советов при руководстве крупных медицинских учреждений) способствует увеличению доверия между пациентом и лечащим врачом. При таком подходе изменится доступность и качество медицинской помощи. В пятых, по мнению судебно-медицинских экспертов, в настоящее время (особенно в регионах подальше от Москвы) все реже используют элементарный инструмент – доверяй лечащему врачу, но проверяй. Необходимо широкое практическое и реальное применение врачебных комиссий и консилиумов врачей. Формальная работа в медицинских учреждениях врачебных комиссий является фактом (чаще постфактум). Ретроспективный анализ стационарных медицинских карт (с согласия пациентов) свидетельствует о том, что лечащие врачи не проводят консилиумы (или не считают нужным). Заведующие отделениями медицинских учреждений контролируют дневниковые записи формально, без контроля динамики, не подвергают сомнению действия/бездействия лечащих врачей. При этом речь идет о статистике тех дел, по которым имеются вступившие в законную силу решения судов, подтвердивших вину лечащих врачей. При этом, несоответствие записей в медицинской карте истине, легко проверить. В шестых, Лига постоянно фиксирует формальное отношение лечащих врачей к информированному добровольному согласию пациента на медицинское вмешательство. На деле все сводится к просьбе подписать печатный бланк согласия, с общими, не понятными пациенту, формулировками. Пациент вынужден такое согласие подписывать. Однако, Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в статье 20 разъясняется, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Если это требование закона соблюдать на практике, доверие пациента к лечащему врачу только усилится. Необходимо уйти от шаблонов в медицине. Каждый случай пациента индивидуален. Из судебной практики могу сказать, что я видел множество письменных бланков с подписью пациента, из которых следует, что лечащий врач «якобы» разъяснил пациенту в доступной для него форме, всю необходимую информацию. Это печатный бланк, из которого, как раз не следует, что лечащий врач предоставил пациенту полную информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Такой формальный подход вызывает сомнение у пациента и не увеличивает доверие к медицинскому сообществу. Теряется тонкая связь между пациентом и лечащим врачом. Надо признать, что формальный подход лечащих врачей, как правило, приводит к фатальным медицинским ошибкам. На практике я сталкиваюсь с некоторыми медицинскими ошибками лечащих врачей, избежать которые было возможно на этапе лечения. Однако, лечащие врачи упорно, не сознавая свое заблуждение, продолжали неверно оказывать медицинскую помощь. В разговоре с экспертами по судебной медицине, я неоднократно слышал, что оцениваемые действия лечащих врачей противоречили принципам доказательной медицины. К сожалению, статистика не в пользу медицинского сообщества. Такие действия врачей подрывают доверие у целых групп пациентов. Один летальный случай по вине лечащего врача, доказанный решением суда, вызывает стойкое недоверие ко всему медицинскому сообществу у родственников, сослуживцев, друзей пациента. Я уже не учитываю отношение к конкретному медицинскому учреждению и всему персоналу. В Самарской области длительное время работает отделение общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов». Базовым городом отделения является Тольятти. Так получилось, что основателем и идейным вдохновителем открытия в Самарской области – отделения Лиги, стал почетный гражданин города Тольятти, известный социолог Дьячков Сергей Германович. Поэтому отделение Лиги открылось не в Самаре, а в Тольятти. Лига бесплатно возлагает на себя - организацию правовой защиты пациентов при оказании медицинской помощи ненадлежащего качества в любых учреждениях здравоохранения. Это главное направление в деятельности Лиги. Что это означает на практике? Пациент должен знать, куда ему можно обратиться с вопросом или проблемой связанной с оказанием ненадлежащей медицинской помощи (недостаток медицинской услуги). Для этого ему нужно обратиться в Лигу. Это бесплатно, т.к. Лига некоммерческая организация. Способов обращения в Лигу несколько (электронная почта, личные встречи, письменное обращение). Но основной способ, который сегодня активно развивается, это онлайн консультирование через сайт Лиги в интернете - www.защита-пациентов.рф, раздел «вопросы» (задать вопрос). В этом разделе имеется уже достаточно большой архив вопросов и ответов (в виде консультаций или советов) Лиги. Это очень важная работа, которую Лига проводит в интересах пациентов - бесплатно. После получения наших разъяснений любой пациент может уверенно начинать (продолжать) защищать свои права. Если пациенту требуется личная консультация адвоката имеющего специализацию по медицинским спорам, Лига организует ее, и это тоже бесплатно для пациента.
 


Яндекс.Метрика Вконтакте Facebook Twitter

 
 
Контакты

Адрес:
г.Тольятти, ул.Ленина, д.107

Телефоны:
(8482) 28-09-66, 77-51-62

E-mail: liga-zp@yandex.ru

Представители в других городах

Пожертвования
На нужды лиги:
  • Бесплатное консультирование
  • Проведение экспертиз
  • Привлечение профессионалов в "Экспертный совет"
  • подробнее